Сообщения пресс-службы
Интервью директора Третьего департамента стран СНГ МИД России А.В.Стерника международному информационному агентству «Россия сегодня», 10 февраля 2022 года

Вопрос: Министр обороны России С.К.Шойгу заявлял, что дестабилизация обстановки в Афганистане создаёт риски экспорта терроризма и наркотиков на территорию государств ОДКБ. Какие шаги Российская Федерация предпринимает совместно с Киргизией и Таджикистаном (членами ОДКБ) по недопущению попадания наркотиков из Афганистана в эти страны и в дальнейшем на территорию России? Существует ли такая угроза в настоящий момент в принципе?
Ответ: Такая угроза вполне реальна. Противодействие ей выражается в мерах ОДКБ, направленных на снижение напряжённости на таджикско-афганской границе, её дальнейшее обустройство. Проводятся совместные учения с задействованием Объединённой базы сил ОДКБ в Киргизии. Усилены ударные компоненты 201-й российской военной базы в Таджикистане. Россия оказывает помощь поставками специмущества для силовых ведомств союзников.
Наркобизнес остаётся основным источником дохода террористических группировок, орудующих на территории Афганистана. Доля опиатов из этой страны на нелегальном мировом рынке около 90%! Борьба с ними потребовала разработки Антинаркотической стратегии ОДКБ до 2025 г. На её основе проводится целая серия оперативных мероприятий. Так, в июне 2021 г. в Таджикистане с успехом осуществлена операция «Канал – Гранитный бастион».
Взаимодействуем на антинаркотическом «треке» с Киргизией и Таджикистаном на площадке СНГ, прежде всего на совещании руководителей органов безопасности и разведслужб. Киргизия и Таджикистан поддерживают Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 гг. В неё входит противостояние наркоугрозе. С партнёрами налажена координация в рамках межгосударственной Инициативы «Парижский пакт» в целях укрепления трансграничного сотрудничества.
В помощь Бишкеку финансируем проект Управления ООН по наркотикам и преступности. В сентябре 2021 г. в Иссык-Кульской области Киргизии состоялись первые в Центральной Азии двусторонние учения по применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в правоохранительной деятельности, в т.ч. в борьбе с наркотиками. В них участвуют профильные российские ведомства и ведущие отечественные компании-разработчики. Следующий этап учения в 2022 г. уже пройдёт в региональном формате. В киргизском г. Караколе будет построен Центр подготовки операторов БПЛА с прицелом на его специализацию на всю Центральную Азию. Готовы развивать аналогичное взаимодействие и с другими странами на подступах к Афганистану.
Вопрос: Планирует ли Россия наращивать поставки вооружения Таджикистану в случае эскалации ситуации в Афганистане? Обращался ли Таджикистан к Российской Федерации с просьбой об увеличении военной помощи? Существуют ли какие-то сценарии по увеличению нынешнего военного присутствия в Таджикистане в случае неконтролируемого развития ситуации в Афганистане? Хватает ли нынешнего уровня взаимодействия с Таджикистаном и Киргизией, чтобы не допустить возможного экспорта терроризма в эти страны из Афганистана и далее в Россию?
Ответ: Россия выполняет взятые на себя обязательства в этой области, в т.ч. по укреплению таджикско-афганской границы. В конце прошлого года осуществлены крупные поставки военной техники и оборудования, вооружений и боеприпасов для оснащения и модернизации вооружённых сил и погранвойск Таджикистана. Это помогает нашим союзникам в усилении защиты труднодоступных горных участков границы. Приступили к реализации совместного проекта – по строительству современной пограничной заставы на одном из наиболее угрозообразующем направлении. Подписано соответствующее межправительственное соглашение, переведены средства из российского бюджета.
Трудно переоценить роль в защите южных рубежей ОДКБ 201-й российской военной базы. Она оснащена современной военной техникой и является гарантом безопасности не только Таджикистана, но и в целом Центральной Азии.
Вопрос: Существуют ли какие-либо проблемы во взаимодействии с Казахстаном после январских событий в этой стране? Налажены ли уже должным образом контакты с новым составом правительства этой страны? Нет ли опасений у Москвы, что ситуация в стране в будущем может снова обостриться, или предпосылок для этого нет?
Ответ: Никаких проблем у нас нет. Продолжают работать прямые каналы сотрудничества на всех уровнях. Весной состоится заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическим и культурно-гуманитарным вопросам. Она придаст необходимый импульс взаимодействию, темп которого не мог не «просесть» в силу упомянутых Вами событий. Будет оказана полная поддержка масштабным реформенным планам главы казахстанского государства в политической и социально-экономической сферах.
Вопрос: Ранее Министр иностранных дел России С.В.Лавров отмечал, что существуют отдельные случаи ксенофобии по отношению к русскоязычным гражданам Казахстана. Нет ли у Москвы опасений, что после назначения Министром информации и общественного развития Казахстана А.Умарова, который ранее нелестно отзывался о русских, в Казахстане может более остро встать проблема ущемления русскоязычных?
Ответ: Не пропускаем любую информацию о нетерпимости по национальному или религиозному признаку в отношении наших соотечественников, где бы это не случалось. Российские посольства и генконсульства стараются своевременно реагировать на подобные происшествия.
Что касается кадрового назначения, то «оселком» будут служить дела, а не заявления, причём 10-летней давности. Данный вопрос комментировал официальный представитель Кремля Д.С.Песков. Мы будем работать со всеми членами правительства.
Вопрос: Сообщалось, что Россия ведёт работу для формирования соответствующей процедуры признания сертификатов вакцинации с Казахстаном. Когда Россия и Казахстан могут взаимно признать сертификаты вакцинации, есть ли прогресс в этом направлении? Обсуждает ли Россия этот вопрос с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном?
Ответ: В конце прошлого года стартовало производство «Спутника V» в Караганде. В январе 2021 г. получены положительные результаты исследования вакцины. На основе имеющегося политического решения министерствами здравоохранения России и Казахстана согласован порядок признания прививочных сертификатов. К работе подключились «цифровые» ведомства с тем, чтобы обеспечить надёжную защиту персональных данных, врачебной тайны и т.д.
В настоящее время граждане государств-членов ЕАЭС, а также ряда других участников СНГ могут въезжать в Россию авиатранспортом исключительно при предъявлении отрицательных результатов ПЦР-тестирования, используя электронное приложение «Путешествую без COVID-19».
В феврале прошлого года Узбекистан сертифицировал российскую вакцину «Спутник V» и летом начал её производство. В октябре 2021 г. была выпущена первая промышленная партия в количестве 260 тыс. доз.
С Ашхабадом пока не ведутся переговоры о взаимном признании сертификатов о вакцинации, но осуществляется тесное сотрудничество. Туркменистан одним из первых в мире зарегистрировал у себя «Спутник V», «ЭпиВакКорону» и «Спутник Лайт».
Вопрос: Ведутся ли консультации России и Казахстана по возможному содействию Москвы в строительстве АЭС на казахстанской территории? Также известно, что проект «Росатома» по строительству атомной электростанции в Узбекистане интенсивно обсуждается на уровне экспертов двух стран. Возможно ли, что строительство АЭС в Узбекистане с привлечением кредита России начнётся, как и планировалось, в 2022 г.?
Ответ: Сооружение АЭС, если такое решение будет принято, станет стратегически значимым событием для Казахстана в его стремлении к углеродной нейтральности. Кроме того, реализация проекта – это новые рабочие места, появление корпуса высококвалифицированных специалистов и передача самых современных технологий.
С Узбекистаном также ведётся масштабное сотрудничество в области энергетики. Его основой служит межправительственное соглашение 2018 г.
Введением в строй АЭС, как показывает мировой опыт, легче решать многие проблемы энергодефицита, сформировать дополнительный экспортный потенциал электроэнергии.
Вопрос: Удалось ли урегулировать с Туркменистаном вопрос о выдаче оставшихся паспортов для бипатридов? В 2020 г. Москва отмечала, что вопрос затормозился. Как обстоит ситуация сейчас? Все ли проживающие в Туркменистане россияне получили загранпаспорта?
Ответ: Работа с туркменистанской стороной строится на основе договоренностей наших президентов. Ограничения из-за эпидемиологической обстановки в регионе, конечно, сказались на темпах паспортизации лиц с российским и туркменским гражданством.
Вместе с тем при острой необходимости наши граждане вправе обращаться в Посольство или МИД России. Совместно с туркменистанской стороной каждый такой случай мы рассматриваем и стремимся помочь.
https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1797930/