Актуальная информация



  Пресс-релизы Посольства

 
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова
на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
(Нью-Йорк, 23 сентября 2004 года)



Я обращаюсь к вам в тяжелое время для нашей страны, когда еще не высохли слезы у тех, кто потерял детей и близких в ходе чудовищного акта террора в российском городе Беслане. Хотел бы с этой трибуны вновь выразить благодарность всем, кто в эти трагические дни выразил свою солидарность с Россией. Наша особая признательность – государствам и международным организациям, которые протянули руку помощи пострадавшим и семьям погибших в результате этого злодеяния.

Я также обращаюсь к вам в момент истины, когда уже не может оставаться никаких сомнений относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу. Своими действиями по всему миру террористы окончательно противопоставили себя цивилизованному человечеству. Сделав фактически самоцелью массовые убийства людей, они сознательно перешагнули через все нормы человеческой морали.

Россия сделала для себя суровые выводы. Они изложены в выступлениях Президента В.В.Путина 4 и 13 сентября. Мы никому не позволим посягать на суверенитет нашего государства, мы будем решительно укреплять единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни наших граждан в условиях свободы и демократии. Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны, а отстаивать свои законные интересы в мире мы и далее будем не через конфронтацию, а через равноправный диалог, взаимодействие и партнерство. При этом готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом становится одним из ключевых критериев наших отношений с любым государством.

В деятельности антитеррористической коалиции должен наступить качественно новый этап. Состоявшееся 1 сентября заседание Совета Безопасности ООН показало высокую степень решимости мирового сообщества продолжать последовательную борьбу с терроризмом. Необходимо как можно скорее перевести эту решимость на язык практических действий.
За три года, прошедшие после террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, было сделано немало для налаживания эффективного партнерства в этой сфере. Но в сравнении с масштабом угрозы сделано далеко не достаточно. Важно извлечь уроки из имеющегося опыта и сделать выводы на будущее.

Первое. Глобальный характер террористической угрозы подтверждает, что безопасность в современном мире неделима. А следовательно, и ответственность за ее обеспечение может быть только коллективной. Борьба с терроризмом должна сплачивать государства, а не противопоставлять их друг другу. Справиться с этим злом можно только на многосторонней основе – объединяя усилия и действуя солидарно. Что касается России, то, как заявил Президент В.В.Путин, задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших.

Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое, по нашему убеждению, должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий.

Второе. Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы. Такая основа заложена в резолюции 1373 и других решениях Совета Безопасности. Но сейчас требуются дополнительные усилия. Это касается и внесения необходимых изменений в национальное законодательство, и присоединения к международным антитеррористическим конвенциям, и завершения работы над новыми международно-правовыми антитеррористическими документами.
В условиях, когда международный терроризм объявил войну всей нашей цивилизации, особое значение приобретает решимость государств использовать свое право на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Разумеется, международное право – не застывшая догма. Борьба с терроризмом требует его развития и совершенствования.

Третье. Пришло время раз и навсегда отказаться от двойных стандартов по отношению к террору, какими бы лозунгами он ни прикрывался. Те, кто убивал детей в Беслане и захватывал самолеты для атаки на Америку – существа одной породы.

Предоставление террористам, их пособникам и спонсорам убежища подрывает единство и взаимное доверие участников антитеррористического фронта, служит оправданием для действий террористов, фактически поощряя их на совершение таких же преступлений в других странах. Напомню, что решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища изучать досье конкретной личности, чтобы точно удостовериться, что она не связана с терроризмом. И тем более контрпродуктивны и опасны попытки использовать борьбу с терроризмом в разного рода геополитических играх.

Четвертое. Бесчеловечность недавних террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового уничтожения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области. Наша страна стала одним из инициаторов резолюции 1540 Совета Безопасности, является участником инициативы по безопасности в борьбе с распространением (ИБОР), соавтором Плана действий "Группы восьми" в области нераспространения. Эти инициативы взаимно дополняют друг друга и призваны повысить действенность режимов нераспространения ОМУ, что особенно важно в преддверии Конференции 2005 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.

Пятое. С терроризмом тесно срастается наркоторговля. Глобальный характер приобрел поток наркотиков из Афганистана. Все более неотложной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри этой страны и за ее пределами. Одним из ключевых элементов этой стратегии является укрепление действующих и создание новых антинаркотических "поясов безопасности". Россия вносит весомый вклад в решение наркотической проблемы, в том числе путем разработки конкретных политико-правовых и оперативных мер в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. Готовы к координации действий с правительством ИГА, многонациональными и коалиционными силами в этой стране.

Шестое. Международные террористы не имеют ни национальности, ни религии. Напротив, именно религия и национальная культура, как никогда, нуждаются сейчас в защите от разрушительного воздействия экстремизма любого толка. Необходим уважительный диалог между различными конфессиями и цивилизациями. Россия, развернутая как на Запад, так и на Восток, готова сыграть свою роль в этом процессе, который призван не допустить цивилизационного разлома.
Актуальной задачей является спасение от посягательств экстремистов памятников мировой духовной и материальной культуры. Считаем важным наладить сотрудничество в этой области между ООН и ее специализированными учреждениями, прежде всего, ЮНЕСКО. Бездействие в этом вопросе, как и молчаливое взирание на осквернение памятников героям и жертвам Второй мировой войны и на попытки реабилитировать фашистов, способно лишь подыграть тем, кто хотел бы нагнетать экстремистские настроения в обществе.

Седьмое. Россия исходит из того, что центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. В качестве Председателя Контртеррористического Комитета наша страна намерена активно способствовать ускорению его реформы.

Мы предлагаем разработать новую резолюцию СБ ООН, которая обеспечивала бы, чтобы КТК действовал максимально эффективно, своевременно выявлял слабые звенья в антитеррористической сети, наращивал практическое взаимодействие с международными и региональными организациями, включая СНГ, ОДКБ, ШОС.

Состоявшийся на днях в Астане саммит Содружества Независимых Государств подтвердил мощный потенциал региональных структур на пространстве СНГ во всех областях, включая антитеррор, обеспечение коллективной безопасности, углубление экономической интеграции.

Разумеется, в условиях все более взаимозависимого мира борьба с терроризмом не может рассматриваться вне связи с другими насущными проблемами человечества. Это относится в первую очередь к урегулированию конфликтов, которые десятилетиями дестабилизируют региональную и международную ситуацию. Генеральная Ассамблея своими решениями должна способствовать ближневосточному урегулированию на основе обязательств сторон по "дорожной карте", в пользу чего вчера высказалась “четверка” международных посредников.

Серьезную озабоченность внушает ситуация в Ираке. Россия готова оказывать всемерную поддержку процессу политического урегулирования, направленному на сохранение территориальной целостности, обеспечение политического суверенитета и подлинно демократическое послевоенное обустройство Ирака. Ключевое значение имеет поиск национального согласия внутри Ирака, и здесь иракцам должно помочь проведение международной конференции с участием всех основных иракских политических сил, соседних государств, членов Совета Безопасности, Лиги арабских государств и других организаций.

Нельзя ослаблять внимание и к такому опасному очагу напряженности, как ситуация в Косово. Здесь не должно быть места самоуспокоенности. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить в этом регионе общепринятые стандарты в области прав человека и национальных меньшинств.

Необходимо также в полной мере использовать действующие механизмы урегулирования конфликтов на пространстве СНГ.
Важнейшей предпосылкой преодоления региональных кризисов является укрепление миротворческого потенциала международного сообщества. Коллективные действия в связи с гуманитарными кризисами, в частности, на африканском континенте, в полном соответствии с Уставом ООН и в духе партнерства с региональными структурами не оставляют сомнений в том, что Устав ООН был и остается универсальной основой для эффективного решения такого рода проблем.
Неослабного внимания со стороны ООН требуют и другие глобальные угрозы безопасности и устойчивому развитию.

Это – ликвидация нищеты и неграмотности как питательной среды экстремизма. Наша страна ежегодно предоставляет тысячу стипендий учащимся из африканских стран, внесла 7,5 млн.долларов в фонд борьбы со СПИДом. Оказана гуманитарная помощь многим странам Африки на двусторонней основе.

Это и определение путей сокращения разрыва между бедными и богатыми государствами. Россия вносит свой вклад и с 1998 по 2002 год списала задолженность африканских стран на сумму 11,2 млрд.долларов.

Это и обеспечение экологической безопасности. В этой связи хочу подтвердить, что в соответствии с решением Президента В.В.Путина мы в практическом плане рассматриваем вопрос о ратификации Киотского протокола.

Это и задача не допустить превращения космоса в арену вооруженного противостояния. Мы совместно с Китаем предлагаем заключить всеобъемлющую договоренность на сей счет. Призываем все страны с космическим потенциалом присоединиться к этой инициативе. Назревает и необходимость разработки конвенции ООН по международному космическому праву.

Это и борьба с грубыми массовыми нарушениями прав человека, обеспечение безопасности и достоинства личности. ООН, ОБСЕ, Совет Европы, другие организации не могут безучастно взирать на ситуацию в странах, где значительная часть населения лишена гражданства, а, следовательно – элементарных политических и социально-экономических прав.

По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой Организации глобальной стратегии противодействия современным вызовам и угрозам. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI века.

Именно в этом русле строится работа созданной Генеральным секретарем Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Надеемся, что ее рекомендации откроют перспективу реального повышения эффективности ООН. Вместе с тем, реформа Организации и особенно ее Совета Безопасности должна проходить на основе максимально широкого согласия и не стать поводом для разобщения государств.

Мировое сообщество переживает сложный период формирования новой системы международных отношений. Уже ясно, что это будет долгий процесс с неопределенным и трудно предсказуемым будущим. Тем временем нарастает вал нерешенных проблем и новых опасных вызовов безопасности и развитию человечества. Коллективной стратегии и общеприменимых механизмов реагирования на эти вызовы у нас пока нет. Фактически нам приходится постоянно импровизировать и в пожарном порядке искать средства обеспечения стабильности в мире. Возникает вопрос: не окажемся ли мы – и достаточно скоро – в ситуации, при которой события начнут выходить из-под нашего контроля? Не настало ли время, когда мировое сообщество должно перейти к активному воздействию на мировые процессы и целенаправленному формированию более безопасного и справедливого мирового порядка?

Россия полна решимости вместе со всеми строить такой порядок и занять в нем достойное место как свободное и демократическое государство.
Более полувека назад цивилизованное человечество, отложив в сторону все разногласия и противоречия, сплотилось в борьбе против смертельной опасности нацистского порабощения. Сегодня нам противостоит не менее опасный и безжалостный враг. Россия выражает искреннюю надежду на то, что приближающееся 60-летие окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций станет исторической вехой на пути к такому мироустройству, которое сделает XXI век веком торжества высоких принципов мира, стабильности и развития, заложенных в основу Устава ООН.

24 сентября 2004 года

Назад | Наверх
A.W.D. Group - веб-дизайн, хостинг, базы данных, программирование, презентации, электронные визитки и учебники, установка и настройка ПО и оборудования, обслуживание компьютеров и сетей, и многое другое... Посольство Российской Федерации в Республике Казахстан