Актуальная информация
Пресс-релизы Посольства
|
Стенограмма выступления и ответов на вопросы российских СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова после переговоров с Министром иностранных дел Китая Ли Чжаосином (Вьентьян, 29 ноября 2004 года)
|
С.В.Лавров: Сегодня для России был знаменательный день. Мы подписали Акт о присоединении России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), так называемому Балийскому договору, который был заключен странами АСЕАН в 1976 году. Россия полностью разделяет его принципы и цели. Одновременно мы вручили Председателю Постоянного комитета АСЕАН, Министру иностранных дел Лаоса подписанную Президентом Российской Федерации Грамоту о присоединении, которая подтверждает, что Россия полностью берет на себя обязательства по Договору и исходит из того, что они будут равны обязательствам других неасеановских участников этого документа.
Балийский договор особенно актуален в настоящее время, поскольку он прямо подтверждает незыблемость принципов международного права, Устава ООН, необходимости вести дела на мировой арене, и, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) исключительно мирными средствами, избегать вмешательства во внутренние дела друг друга и все вопросы решать политическими методами. Договор уже подписан, помимо его основателей, такими странами как Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Пакистан. Новая Зеландия присоединилась к этому Договору практически одновременно с Россией. Тот факт, что это произошло на данном этапе нашего партнерства, которое по нарастающей развивается с государствами АТР, подтверждает заинтересованность этих стран в том, чтобы мы участвовали в региональных процессах.
Особенно важно, что Договор поднимает на качественно новый уровень наш диалог с АСЕАН. Эта организация - локомотив интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и наши отношения с ней становятся все более насыщенными. У нас уже есть политическая и контртеррористическая декларации, а сегодня министры стран-членов Ассоциации сообщили нам, что их лидеры, их президенты и премьер-министры выступили с инициативой провести в будущем году в Малайзии первый саммит Россия-АСЕАН и просили меня передать соответствующее приглашение Президенту Российской Федерации В.В.Путину.
Обсудили возможности подготовки этого саммита таким образом, чтобы он завершился конкретной программой действий в деле сотрудничества между Россией и АСЕАН, и условились предпринять усилия в направлении подписания до его начала соглашения об экономическом, торговом и инвестиционном сотрудничестве, чтобы на саммите в Малайзии наши лидеры смогли одобрить конкретные проекты, конкретную программу действий во всех областях - и в политической, и контртеррористической, и экономической. Так что работа по подготовке саммита предстоит очень ответственная.
Вопрос: Что Вы обсуждали на встрече с Министром иностранных дел Китая Ли Чжаосином?
С.В.Лавров: Обсудили ход выполнения договоренностей, которые были достигнуты нашими Президентами во время визита В.В.Путина в Пекин и во время их встречи на саммите АТЭС в Сантьяго. Затронули международные дела, в частности ситуацию вокруг иранской ядерной программы в свете ожидаемого положительного решения Совета управляющих МАГАТЭ. Обсудили также ситуацию в Ираке и вокруг него с учетом тех решений, которые были приняты на недавней Международной встрече в Шарм аш-Шейхе.
Подтвердили важность выполнения решений этой встречи относительно необходимости для временного правительства Ирака больше внимания уделять развитию межиракского диалога, формированию национального консенсуса, особенно на этапе подготовке выборов в Переходную национальную ассамблею.
Также обсудили сотрудничество наших стран с АСЕАН и другими структурами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, учитывая, в частности, известную инициативу Ташкентского саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о том, чтобы все интеграционные структуры, механизмы сотрудничества в АТР создали своего рода сеть взаимодействия между собой без какой-либо формализации, но через налаживание обмена информацией, опытом, взаимными контактами. В этом контексте затронули начавшийся диалог между секретариатами ШОС и АСЕАН, который осуществляется на уровне Генеральных секретарей двух организаций.
Вопрос: Были ли вопросы с китайской стороны в связи с приглашением в Россию Далай-ламы с пастырским визитом?
С.В.Лавров: На эту тему мы уже не раз делали заявления. Ажиотаж вокруг нее непонятен. Есть чаяния буддистов, как представителей одной из крупных религий в Российской Федерации. Если речь идет о пастырском визите, то, как мы уже говорили, такая возможность имеется. Это ни в коей мере не означает какого-либо изменения нашей позиции по Тибету, который является неотъемлемой частью Китая, и мы полностью подтверждаем суверенитет, территориальную целостность КНР. Наши китайские друзья это знают.
Вопрос: Как Вы оцениваете позицию Ирана в связи с их последними заявлениями по ядерной программе?
С.В.Лавров: В Совете управляющих МАГАТЭ, как я понимаю, сложилось согласие по проекту резолюции, которая отмечает достигнутый прогресс, приветствует договоренности о замораживании программы обогащения урана в Иране, сохраняет этот вопрос на контроле и просит Генерального директора МАГАТЭ регулярно докладывать о его сотрудничестве с Ираном.
Вопрос: Обсуждали ли Вы перспективы шестистороннего раунда переговоров по корейской проблеме? Как Вы их оцениваете?
С.В.Лавров: Считаем, что их скорейшее возобновление отвечает интересам всех участников переговоров, интересам достижения решения по этому вопросу. Выступаем за то, чтобы они состоялись если не до конца этого года, то в начале будущего. Однако пока конкретных сроков на данном этапе не просматривается. Мы с китайской стороной работаем над тем, чтобы поскорее их определить.
30 ноября 2004 года
Назад |
Наверх